Слово пастыря: Велика любовь Божией Матери к нам!

Проповедь настоятеля Никольского храма села Каменка Задонского района, преподавателя теологического отделения Липецкого государственного педагогического университета, кандидата богословия протоиерея Олега Безруких в престольный праздник храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Село Даньшино Задонского района, 22 ноября 2017 года

Велика любовь Божией Матери к нам! Ярким свидетельством этой любви стали Ее чудотворные иконы. Их великое множество, у них сотни названий. Многие Ее иконы получили свое наименование от того места, где через них впервые или с особенной силой излилась благодать – Иерусалимская, Иверская, Владимирская, Казанская… Другим иконам благодарные христиане дали названия (порой очень трогательные, нежные, прекрасные) в зависимости от той благодатной помощи, которую Пресвятая Богородица  явила через Свой образ – «Нечаянная Радость», «Умягчение злых сердец», «Взыскание погибших», «Неувядаемый цвет», «Отрада и Утешение», «Споручница грешных», «Всех скорбящий Радость», «Утоли моя печали»…

И среди них есть одна особенная, хранящаяся на Святой Горе Афон в монастыре Дохиар, которой не люди, но Сама Царица Небесная дала название — икона «Скоропослушница». История этой иконы интересна и очень полезна, особенно для современных христиан.

Храмовая икона Божией Матери «Скоропослушница». Даньшино

Написан сей образ Божией Матери с Младенцем Иисусом Христом на руках тысячу лет назад (Х век). Размещался образ в нише, расположенной на наружной стороне стены перед входом в монастырскую трапезную. Прославился чудесами этот образ в 1664 году при весьма необычных обстоятельствах.

Монастырский тра­пе­зарь по имени Нил, про­хо­дя в ноч­ное вре­мя в трапез­ную с зажжен­ной лу­чи­ной, каждый раз дымом наносил копоть на лик Богородицы, но не придавал этому значения.  И вот однажды Нил услышал голос, произнесший: «Впредь не подходи сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа». Мо­нах по­ду­мал, что это шутка кого-ли­бо из бра­тии, пре­не­брег предупреждением и про­дол­жал хо­дить мимо иконы с коп­тя­щей лу­чи­ной. Тогда он снова услышал голос: «Монах, недостойный этого имени, долго ли тебе так беспечно и бесстыдно коптить Мой образ». После чего Нил моментально ослеп. Только теперь он понял, от кого действительно исходил неведомый голос. С запоздалым раскаянием он стал оплакивать свой грех, принимая телесную слепоту как вполне заслуженное наказание.

Утром братия монастыря нашли его лежащим перед образом. Иконе воздали поклонение, установили и зажгли лампаду. Сам Нил каждый день слёзно молил Пресвятую Богородицу простить его нерадение. И вот в один из дней, когда он плакал у иконы, послышался тихий голос: «Нил, твоя молитва услышана. Прощаю тебя и вновь даю зрение твоим очам. Возвести братии обители, что Я — их покров и защита монастыря, посвященного архангелам. Пусть они и все православные прибегают ко Мне в нуждах, и никого Я не оставлю. Всем призывающим Меня буду Я Предстательница, и по ходатайству Моему Сын Мой исполнит прошения их. И будет икона Моя именоваться «Скоропослушницей», потому что всем притекающим к ней буду являть Я милость и услышание скорое».

С того времени копии чудотворной иконы «Скорпослушницы»  разошлись по всему миру, много было их и на Руси. И не удивительно, что все они прославились чудотворениями, ведь Сама Царица Небесная дала твердое обещание скоро слышать молитвы, творимые перед этой иконой, и подавать необходимую помощь.

Удивительно другое. Как могло возникнуть небрежное отношение к иконе со стороны православного монаха, да еще в таком святом месте, как Афон? Вопрос этот далеко не праздный, он достоин внимательного исследования.

Размышляя о событиях, связанных с иконой, так и хочется мысленно обратиться к трапезарю Нилу: «Отче, многие христиане желали бы хоть один день побыть на Афоне, увидеть его святыни, побеседовать со старцами, помолиться пред чудотворными иконами, вкусить не выразимую словами благодать. А тебе посчастливилось многие годы жить, трудиться и молиться здесь на Святой Горе в окружении святых старцев, под Покровом Царицы Небесной – Игумении Афона. Не сомневаемся, что когда ты был еще молодым послушником, потом монахом, твое юное сердце пылало искренней любовью к Господу, ты был горяч в молитве и ревностен в трудах. Как же случилось, отче Ниле, что ты, окруженный преизобильной благодатью, словно нежный цветок в оранжерее бережно хранимый и животворной влагой напояемый, вдруг духовно увял, засох, впал в окамененное нечувствие?»  Как такое могло случиться?

Если мы живем в миру, в окружении бесчисленных соблазнов, то не удивительно, что мы часто впадаем в грех. Но когда ты ушел из мира, живешь в обители, где вместо бранных слов звучит Слово Божие, вместо пусторечия – молитва, вместо принуждения ко греху – монастырские послушания, всегда нужные, добрые и полезные, неужели в таких духовно комфортных условиях возможны падения?

Увы, да! И причина довольно специфическая, встречающаяся только у людей религиозных – привыкание к святыне, к обилию благодати. Ветхозаветная и Новозаветная церковная история дает нам немало тому примеров.

В тексте второй песни канона (читается обычно Великим Постом) говорится о том, какой заботой окружил Господь ветхозаветный израильский народ, хранил его, как зеницу ока. «Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы…  И ел Иаков, и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего…» (Втор. 32:13, 15). В народе произошло привыкание к благодати (ведь к хорошему быстро привыкаешь), милость Божия стала восприниматься как должное и в глазах людей перестала быть ценимой. Дошло до того, что народ Божий отпал от Бога.

Но может быть такова особенность неблагодарных ветхозаветных евреев, а к нам, христианам это не относится?

Послушайте, что в книге «Откровение» Иисус Христос говорит ангелу, т.е. епископу Ефесской церкви: «Имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр. 2:4-5).

Первая любовь! У кого-то она бывает в юности. У Пресвятой Девы Марии это была любовь к Богу. Первая и единственная, раз и навсегда! У кого-то первая любовь к Богу расцветает в сердце в зрелом, или даже в преклонном возрасте. У нас у каждого была своя первая любовь к Богу. Какое это было восхитительное время! Каким удивительным, свежим, радостным, ярким было восприятие христианской веры, Евангелия, молитвы, богослужения!

И у афонского монаха Нила тоже была эта первая любовь, но он ее не сохранил, охладел сердцем и не заметил, как стал небрежен к святыне. Вероятно, что, в конце концов, он духовно бы погиб. Но Матерь Божия пожалела его: скорбями как бы встряхнула, вразумила его, а когда он осознал, что утратил прежние добродетели и покаялся, то скоро простила и исцелила его. Сверх того даровала обители чудотворную икону «Скоропослушницу».

Удивительная история этой иконы свидетельствует о внимании и материнской заботе Пресвятой Богородицы к верующим людям, но также и о Ее строгом отношении к нашему спасению.

Десятилетней девочке подарили дартс. Это английская игра, в  которой игроки в круглую мишень, повешенную на стену, рукой метают дротики (короткие 10-сантиметровые стрелы с опереньем и острой иглой-наконечником). Девочка, перед тем начитавшись историй про подвиги Айвенго и Робин Гуда, весь день с восторгом метала стрелы в мишень, представляя себя средневековой героиней. Вскоре мишень надоела. Попробовала попасть в кошку, но та убежала и спряталась. Тогда повинуясь какой-то шальной мысли, девочка сняла бабушкину икону Богородицы, поставила на стул, отсчитала шесть шагов и метнула в икону стрелу. Стрела попала в цель. Не успела девчонка порадоваться своей меткости, как вдруг увидела, что вонзившаяся в лик Богоматери стрела за секунду почернела и обуглилась. Охваченная ужасом девочка с криком бросилась из комнаты, но поскользнулась на паркетном полу и со всего размаха ударилась головой о деревянный край дивана (на всю жизнь остался глубокий шрам).

От удара такой силы череп обычно раскалывается. Но пожалела Пресвятая Богородица десятилетнюю дурочку, сохранила ей жизнь. А вот способность видеть девочка утратила. Все врачи, к которым обращались за помощью, лишь разводили руками: со здоровьем у девочки все в порядке, никаких видимых причин для слепоты нет. Но почему-то зрение не возвращалось. День за днем девочка вслед за бабушкой повторяла слова покаянных молитв, просила у Богородицы прощения за свою глупую дерзость. Через три года точно в тот самый день во время молитвы поумневшая девочка сначала увидела свет (это горела лампадка перед иконой Божией Матери), а потом зрение восстановилось полностью. Богородица простила и исцелила.

Чудеса иконы «Скоропослушницы» не дают нам основания относиться к помощи Божией Матери легкомысленно, как волшебной палочке-выручалочке, по мановению которой должны чудесным образом исполняться наши прихоти и капризы. Мы видим, что Пресвятая Богородица обычно бывает очень добрая, терпеливая и великодушная к людям, но Она бывает и строгой. Святитель Димитрий Ростовский говорит, что Царица Небесная скорая помощница и заступница к грешникам кающимся. Но против упорных и нераскаянных грешников Она – Взбранная Воевода.

Матерь Божия радуется, когда в молитвах к Ней мы просим в первую очередь полезное для нашей души. Именно такие молитвы Она скоро слышит и исполняет. О чем стоило бы нам Ее попросить в молитве перед иконой «Скоропослушница»?

О том, чтобы Она помогла нам сохранить нашу первую любовь к Богу. А если она утрачена, то скорее вернуть ее. Чтобы оберегала нас от пагубного привыкания к святыне, и для этого научила нас не забывать благодарить Господа, когда мы бываем окружены Его особой заботой, милостью и благодатью. Чтобы побуждала нас не стоять на месте и не почитать себя чего-либо достигшими, но чтобы мы по слову Апостола «забывая заднее и простираясь вперед, стремились к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3:13).

И когда получим от Нее просимое, «главное на потребу», тогда мы из глубины благодарного сердца сможем искренне воскликнуть: «Радуйся, всеблагая Скоропослушнице, прошения наша во благо исполняющая». Аминь.

 

(70)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *